Передняя нога шасси
Передняя нога (рис. 42) имеет рычажную подвеску двух спаренных колес, благодаря чему амортизатор воспринимает только осевые нагрузки, и изгиб штока амортизатора исключается. Вследствие этого создаются благоприятные условия для работы уплотнения амортизатора, уменьшается односторонний износ его подвижных деталей.
Рычажная подвеска обеспечивает амортизацию как вертикальных, так и горизонтальных сил. Она позволяет значительно уменьшить высоту ноги шасси. Кроме этого, рычажная подвеска обеспечивает лучшую проходимость вертолета во время руления по неровной поверхности.
/ — гайка; 2 —резиновое уплотнительное кольцо; 3— стопорный винт плунжера; 4 — крышка; 5 — зарядный клапан; 6 — плунжер; 7 — поршень; 8 — поршневое кольцо; 9 — подвижная букса; 10 — упорное кольцо; И — верхний фиксатор; 12 — проушина (узел) для швартовки и буксировки; 13 — нижний фиксатор; 14 — штифт; 15—узел крепления звена рычажной подвески; 16у 27 — резиновые уплотнительные кольца; 17 — втулка; 18 — стопорный винт; 19 — гайка; 20 — вилка; 21 — шток; 22 — войлочное кольцо; 23 — гайка; 24 — резиновое кольцо; 25 — поводок; 26 — неподвижная букса; 28, 31 — проушины (узлы) крепления ноги к фюзеляжу; 29 —клапан; 39 —цилиндр; 32 — прокладка; 33 — фторопластовые кольца |
Спаренные колеса устанавливаются для уменьшения удельной нагрузки на грунт, что также улучшает проходимость вертолета, так как проходимость вертолета по грунту обратно пропорциональна удельному давлению на опорную поверхность шасси.
Передняя нога шасси установлена по оси симметрии вертолета и крепится к узлам на шпангоуте № 2Н. Она состоит из амортизатора 5, рычажного механизма и двух колес 7.
Амортизатор (рис. 43) состоит из цилиндра 30, штока 21, плунжера 6, букс 9 и 26, уплотнений 16 и 27, поводка 25 и гаек.
Цилиндр 30 изготовлен из поковки стали ЗОХГСА, изнутри шлифован, снаружи покрыт сплавом для защиты от коррозии (90%, алюминия и 10% цинка). К верхней части цилиндра приварена крышка 4, в которую вмонтирован плунжер 6, затянутый гайкой 1, под которую устанавливаются уплотнительные резиновые и фторопластовые кольца. Гайка контрится винтом. Плунжер представляет собою цилиндр с отверстиями для циркуляции рабочей жидкости. На нижний конец плунжера навинчен поршень 7 и законтрен двумя винтами. В канавку поршня вставлено поршневое кольцо 8 из перлитного чугуна. Внутри поршня плунжера размещен плавающий клапан 29, в котором просверлены два отверстия: одно — диаметром 1 мм по оси клапана, другое — диаметром 1,5 мм на некотором расстоянии от оси клапана. По центру донышка поршня выполнено некалиброванное отверстие. Клапан в камере поршня по своим боковым стенкам посажен с минимально допустимым зазором.
На цилиндре имеются две парные проушины (узлы) 28 и 31 для крепления ноги и одна проушина (узел) 12 для присоединения буксировочного приспособления и швартовки. В крышку цилиндра вварен штуцер для зарядного клапана 5. На нижней части цилиндра выполнены буртик, два рабочих пояска, по которым работают бронзовые подшипники поводка, наружная и внутренняя резьба для гаек. Внутри нижней части цилиндра устанавливается на штифтах нижний фиксатор 13 кулачкового механизма. Штифты не позволяют фиксатору проворачиваться, а от осевых перемещений он ограничен своим буртиком, который упирается в выточку в цилиндре с верхней стороны, а снизу фиксатор прижимается буксой, а затем гайкой буксы. Букса 26 выполнена из
бронзы и имеет три канавки, в которые вложены круглые резиновые и прямоугольные фторопластовые уплотнительные кольца — две канавки с кольцами для уплотнения по штоку и одна канавка с кольцами для уплотнения по цилиндру. Букса и фиксатор кулачкового механизма прижимаются стальной гайкой 19, вворачиваемой во внутреннюю резьбу цилиндра. Гайка контрится тремя болтами, а болты — проволокой. Гайка имеет внутреннюю выточку, в которую вкладывается войлочное кольцо.
Шток 21 амортизатора также имеет форму цилиндра и изготовлен из поковки стали ЗОХГСА. Для уменьшения объема амортизатора внутри шток имеет перемычку (стенку), выполненную при изготовлении. К нижнему концу штока приварена вилка для соединения с рычагом. На верхний конец штока на шлицах посажен верхний фиксатор 11 кулачкового механизма и от осевого перемещения зафиксирован стопорным кольцом; затем на резьбу штока навинчена бронзовая букса 9 и законтрена тремя винтами. По окружности буксы просверлено 27 отверстий диаметрами 3 мм. Внутренняя поверхность штока шлифуется, так как по ней работает поршень плунжера, а наружная поверхность хромируется.
Фиксаторы кулачкового механизма выполнены из стали и имеют соответствующие друг другу определенные профили. При выдвижении штока после отрыва передней ноги от земли под действием внутреннего давления в амортизаторе кулачок нижнего фиксатора входит во впадину верхнего фиксатора, устанавливая колеса по продольной оси вертолета.
Рычажный механизм состоит из поводка, звена и рычага с осью для колес. Поводок 25 устанавливается на нижнюю часть цилиндра амортизатора на двух бронзовых втулках-подшипниках. Поводок крепится гайкой с зазором, обеспечивающим вращение его. Гайка контрится тремя болтами, болты — проволокой. К поводку приварены узел крепления звена рычажной подвески колес и штыри для присоединения буксировочного приспособления. Звено штамповано из сплава АК-6.
Рычаг 6 (см. рис. 42) изготовлен штамповкой из сплава АК-6 и имеет три проушины: верхнюю — для соединения со звеном 2, среднюю — для соединения с вилкой штока амортизатора и нижнюю — для установки оси передних колес. В проушины звена, а также в вилку штока амортизатора запрессованы бронзовые втулки, а болты крепления снабжены масленками для смазки.
Ось колес изготовлена из стали ЗОХГСА.
Работа амортизатора передней ноги шасси. При посадке вертолета шток, двигаясь вверх, вытесняет жидкость из своей полости. Жидкость, поддавливаясь плунжером, поднимает плавающий клапан и проходит в полость цилиндра через центральное отверстие диаметром 1 мм и через боковое отверстие диаметром 1,5 мм, имеющиеся в клапане. Одновременно жидкость перетекает через 27 отверстий буксы диаметрами 3 мм в кольцевую полость между штоком и цилиндром амортизатора. Объем амортизатора уменьшается и повышается давление азота. Энергия удара затрачивается на сжатие газа, преодоление гидравлического сопротивления и на трение в амортизаторе. При обратном ходе жидкость под давлением сжатого газа (азота) перетекает из цилиндра в полость штока только через центральное отверстие диаметром 1 мм, так как давлением жидкости клапан прижимается к внутренней поверхности поршня плунжера и второе отверстие диаметром 1,5 мм закрывается. Кроме того, жидкость, находящаяся в кольцевой камере между штоком и цилиндром, будет вытесняться в полость цилиндра также с большим гидравлическим сопротивлением. Все это обеспечивает возвращение штока в исходное положение с сильным, затормаживанием, что устраняет раскачку вертолета. Оставшаяся энергия удара расходуется на
расширение газа, преодоление гидравлического сопротивления и на трение в амортизаторе, т. е. превращается в тепло и рассеивается в окружающую среду.
Колеса передней ноги шасси нетормозные. Они состоят из барабана и пневматика.
Барабан колеса выполнен из магниевого’ сплава, имеет один съемный борт (реборду). Борт фиксируется штифтами от проворачивания и двумя полукольцами от соскакивания.
Пневматик колеса передней ноги по устройству аналогичен пневматику колеса главной ноги.
Колесо на оси устанавливается на двух радиально-упорных роликовых подшипниках. Подшипни: ки закрываются крышками с войлочными сальниками для предотвращения вытекания смазки. Колеса крепятся на оси гайками, законтренными болтами.