Передняя нога шасси

Передняя нога (рис. 42) имеет рычажную подвеску двух спаренных колес, благодаря чему амортизатор воспринимает только осевые на­грузки, и изгиб штока амортизатора исключается. Вследствие этого создаются благоприятные условия для работы уплотнения амортизато­ра, уменьшается односторонний износ его подвижных деталей.

Рычажная подвеска обеспечивает амортизацию как вертикальных, так и горизонтальных сил. Она позволяет значительно уменьшить высо­ту ноги шасси. Кроме этого, рычажная подвеска обеспечивает лучшую проходимость вертолета во время руления по неровной поверхности.

/ — гайка; 2 —резиновое уплотнительное кольцо; 3— стопорный винт плунжера; 4 — крышка; 5 — зарядный клапан; 6 — плунжер; 7 — поршень; 8 — поршневое кольцо; 9 — подвижная букса; 10 — упорное кольцо; И — верхний фиксатор; 12 — проушина (узел) для швартовки и буксировки; 13 — нижний фиксатор; 14 — штифт; 15—узел крепления звена рычажной подвески; 16у 27 — резиновые уплотнительные кольца; 17 — втулка; 18 — стопорный винт; 19 — гайка; 20 — вилка; 21 — шток; 22 — войлочное кольцо; 23 — гайка; 24 — резиновое кольцо; 25 — поводок; 26 — неподвижная букса; 28, 31 — проушины (узлы) крепления ноги к фюзеляжу; 29 —клапан; 39 —цилиндр; 32 — прокладка;

33 — фторопластовые кольца

Спаренные колеса устанавливаются для уменьшения удельной на­грузки на грунт, что также улучшает проходимость вертолета, так как проходимость вертолета по грунту обратно пропорциональна удельному давлению на опорную поверхность шасси.

Передняя нога шасси установлена по оси симметрии вертолета и крепится к узлам на шпангоуте № 2Н. Она состоит из амортизатора 5, рычажного механизма и двух колес 7.

Амортизатор (рис. 43) состоит из цилиндра 30, штока 21, плун­жера 6, букс 9 и 26, уплотнений 16 и 27, поводка 25 и гаек.

Цилиндр 30 изготовлен из поковки стали ЗОХГСА, изнутри шлифо­ван, снаружи покрыт сплавом для защиты от коррозии (90%, алюминия и 10% цинка). К верхней части цилиндра приварена крышка 4, в ко­торую вмонтирован плунжер 6, затянутый гайкой 1, под которую уста­навливаются уплотнительные резиновые и фторопластовые кольца. Гай­ка контрится винтом. Плунжер представляет собою цилиндр с отвер­стиями для циркуляции рабочей жидкости. На нижний конец плунжера навинчен поршень 7 и законтрен двумя винтами. В канавку поршня вставлено поршневое кольцо 8 из перлитного чугуна. Внутри поршня плунжера размещен плавающий клапан 29, в котором просверлены два отверстия: одно — диаметром 1 мм по оси клапана, другое — диаметром 1,5 мм на некотором расстоянии от оси клапана. По центру донышка поршня выполнено некалиброванное отверстие. Клапан в камере порш­ня по своим боковым стенкам посажен с минимально допустимым за­зором.

На цилиндре имеются две парные проушины (узлы) 28 и 31 для крепления ноги и одна проушина (узел) 12 для присоединения букси­ровочного приспособления и швартовки. В крышку цилиндра вварен штуцер для зарядного клапана 5. На нижней части цилиндра выполне­ны буртик, два рабочих пояска, по которым работают бронзовые под­шипники поводка, наружная и внутренняя резьба для гаек. Внутри ниж­ней части цилиндра устанавливается на штифтах нижний фиксатор 13 кулачкового механизма. Штифты не позволяют фиксатору проворачи­ваться, а от осевых перемещений он ограничен своим буртиком, который упирается в выточку в цилиндре с верхней стороны, а снизу фиксатор прижимается буксой, а затем гайкой буксы. Букса 26 выполнена из

бронзы и имеет три канавки, в которые вложены круглые резиновые и прямоугольные фторопластовые уплотнительные кольца — две канавки с кольцами для уплотнения по штоку и одна канавка с кольцами для уплотнения по цилиндру. Букса и фиксатор кулачкового механизма при­жимаются стальной гайкой 19, вворачиваемой во внутреннюю резьбу цилиндра. Гайка контрится тремя болтами, а болты — проволокой. Гайка имеет внутреннюю выточку, в которую вкладывается войлочное кольцо.

Шток 21 амортизатора также имеет форму цилиндра и изготовлен из поковки стали ЗОХГСА. Для уменьшения объема амортизатора внутри шток имеет перемычку (стенку), выполненную при изготовлении. К ниж­нему концу штока приварена вилка для соединения с рычагом. На верх­ний конец штока на шлицах посажен верхний фиксатор 11 кулачкового механизма и от осевого перемещения зафиксирован стопорным кольцом; затем на резьбу штока навинчена бронзовая букса 9 и законтрена тремя винтами. По окружности буксы просверлено 27 отверстий диаметрами 3 мм. Внутренняя поверхность штока шлифуется, так как по ней рабо­тает поршень плунжера, а наружная поверхность хромируется.

Фиксаторы кулачкового механизма выполнены из стали и имеют со­ответствующие друг другу определенные профили. При выдвижении штока после отрыва передней ноги от земли под действием внутреннего давления в амортизаторе кулачок нижнего фиксатора входит во впади­ну верхнего фиксатора, устанавливая колеса по продольной оси вер­толета.

Рычажный механизм состоит из поводка, звена и рычага с осью для колес. Поводок 25 устанавливается на нижнюю часть цилиндра амор­тизатора на двух бронзовых втулках-подшипниках. Поводок крепится гайкой с зазором, обеспечивающим вращение его. Гайка контрится тре­мя болтами, болты — проволокой. К поводку приварены узел крепления звена рычажной подвески колес и штыри для присоединения буксиро­вочного приспособления. Звено штамповано из сплава АК-6.

Рычаг 6 (см. рис. 42) изготовлен штамповкой из сплава АК-6 и име­ет три проушины: верхнюю — для соединения со звеном 2, среднюю — для соединения с вилкой штока амортизатора и нижнюю — для установ­ки оси передних колес. В проушины звена, а также в вилку штока амор­тизатора запрессованы бронзовые втулки, а болты крепления снабже­ны масленками для смазки.

Ось колес изготовлена из стали ЗОХГСА.

Работа амортизатора передней ноги шасси. При посадке вертолета шток, двигаясь вверх, вытесняет жидкость из своей полости. Жидкость, поддавливаясь плунжером, поднимает плавающий клапан и проходит в полость цилиндра через центральное отверстие диаметром 1 мм и че­рез боковое отверстие диаметром 1,5 мм, имеющиеся в клапане. Одно­временно жидкость перетекает через 27 отверстий буксы диаметрами 3 мм в кольцевую полость между штоком и цилиндром амортизатора. Объем амортизатора уменьшается и повышается давление азота. Энер­гия удара затрачивается на сжатие газа, преодоление гидравлического сопротивления и на трение в амортизаторе. При обратном ходе жид­кость под давлением сжатого газа (азота) перетекает из цилиндра в полость штока только через центральное отверстие диаметром 1 мм, так как давлением жидкости клапан прижимается к внутренней поверхно­сти поршня плунжера и второе отверстие диаметром 1,5 мм закрывает­ся. Кроме того, жидкость, находящаяся в кольцевой камере между што­ком и цилиндром, будет вытесняться в полость цилиндра также с боль­шим гидравлическим сопротивлением. Все это обеспечивает возвраще­ние штока в исходное положение с сильным, затормаживанием, что уст­раняет раскачку вертолета. Оставшаяся энергия удара расходуется на
расширение газа, преодо­ление гидравлического сопротивления и на тре­ние в амортизаторе, т. е. превращается в тепло и рассеивается в окружаю­щую среду.

Колеса передней ноги шасси нетормозные. Они состоят из барабана и пневматика.

Барабан колеса выполнен из магниевого’ сплава, имеет один съем­ный борт (реборду). Борт фиксируется штифтами от проворачивания и двумя полукольцами от соска­кивания.

Пневматик коле­са передней ноги по устройству аналогичен пневматику колеса глав­ной ноги.

Колесо на оси устанав­ливается на двух радиаль­но-упорных роликовых подшипниках. Подшипни: ки закрываются крышка­ми с войлочными сальниками для предотвращения вытекания смазки. Колеса крепятся на оси гайками, законтренными болтами.